Основные элементы верхнего строения пути - рельсы, остряки и крестовины стрелочных переводов в процессе эксплуатации испытывают значительные нагрузки, под действием которых происходит их изнашивание и локальные повреждения по поверхности катания. В результате эксплуатационных повреждений ежегодно заменяют большое количество этих элементов на новые. Ежегодно в одиночном порядке заменяют десятки тысяч рельсов в звеньевом пути и вырезают участки рельсов бесстыкового пути, поврежденных выкрашиваниями на концах, пробуксовками и другими дефектами. Это приводит к значительным потерям пропускной способности участков дорог, потерям металла, увеличению эксплуатационных расходов.
Продлить срок службы элементов верхнего строения пути, имеющих местные повреждения (выкрашивания, расслоения, смятие и др.) позволяют технологии ремонта этих дефектов наплавкой.
В настоящее время все большее распространение получает автоматическая электродуговая наплавка изношенных элементов верхнего строения пути сварочным роботом системы TRANLAMATIC с применением специальных самозащитных порошковых проволок марок TRANSLAMANGA и TRANSLARAIL производства французской фирмы CTF – SAURON.
При ремонте рельсов наплавкой существуют трудности вызванные тем, что они изготавливаются из трудносвариваемой высокоуглеродистой рельсовой стали, склонной к образованию холодных трещин и хрупких закалочных структур: мартенсит, тростит и, бейнит.
Самозащитная порошковая проволока марки TRANSLARAIL хорошо себя зарекомендовала при наплавке рельсов в Европе, тем не менее, чтобы применить ее для наплавки отечественных объмнозакаленных рельсов необходимо провести ряд исследований.
Выбор режимов автоматической наплавки.
Для разработки режимов автоматической наплавки изношенной поверхности катания концов железнодорожных рельсов самозащитной проволокой TRANSLARAIL ∅ 1,6 мм использовали сварочный робот TRANSLAMATIC.
Наплавку производили по всей ширине поверхности катания рельсов на образцах длиной 1,2 м. Перед наплавкой поверхность катания обрабатывалась до металлического блеска шлифовальной машиной. Наплавку производили на различных режимах.
Изменение параметров производилось в пределах:
скорость наплавки по оси «Х», см/мин
от 10 до 100;
скорость наплавки по оси «У», см/мин
от 10 до 100;
шаг наложения швов, мм
от 2 до 8;
сила сварочного тока, А
от 150 до 170;
значение напряжения на дуге, В
от 25 до 28;
температура предварительного подогрева рельса, °С
400.
В ходе исследований определялись следующие технологические свойства автоматической наплавки: устойчивое горение дуги, качество формирования сварного шва, разбрызгивание металла. После наплавки образцы рельсов (рис. 1) разрезались на темплеты, на которых проводились металлографические исследования с определением глубины проплавления, усиления сварного шва, структуры наплавленного металла, околошовной зоны, зоны термического влияния, а также наличие в наплавке дефектов в виде пор, несплавлений, трещин и др.
Рис. 1. Образцы рельсов, наплавленные проволокой TRANSLARAIL на различных режимах.
Исследования проводились на образцах рельсов, наплавленных порошковой проволокой с различными скоростями наплавки (10, 30, 50, 70, 100 см/сек) и шагом положения валиков (2, 4, 6, 8 мм). Многоваликовую наплавку выполняли в один слой с перекрытием валиков. На одном образце наплавку выполняли одним валиком в один слой. Результаты металлографических исследований приведены в табл. 1 и на рис. 2 - 6.
Таблица 1
Металлографические исследования наплавленного металла
многоваликовая наплавка
Одношовная наплавка
* Примечание: в числителе – min-max значение, в знаменателе – среднее значение.